«Я самый счастливый человек» – так говорит о себе Эдуард Степанов (в крещении Евгений). Паломник с 30-летним стажем зашёл в марте и к нам в Лебяжье.
Зашёл спросить
Вот удивительный у нас районный музей – он притягивает к себе самых разных и необычных людей. То здесь остановились питерские путешественники, которые пешком шли из Перми до Омска путём Ермака (по направлению Сибирского тракта). В ноябре прошлого года побывал руководитель всероссийской экспедиции «РоссиЯ» К. С. Мержоев, который с единомышленниками путешествовал на велосипедах.
А 18 марта в наш посёлок пришёл странник Евгений (так он себя называет). В чёрной неприметной одежде, с небольшой сумкой в руках. Со стороны – обычный человек. Лишь монашеская шапка (скуфья) и борода выдают в нём причастность к вере. В этой одежде он и ходит в любую погоду, пренебрегая комфортом и условиями, так необходимыми современному человеку (у него нет даже сотового телефона). Ведь главная цель его странствий – нести слово Божье в люди.
В наш посёлок он пришёл, зная, что здесь есть храм. Правда, в тот день он был закрыт. В одном из ближайших магазинов путнику подсказали обратиться в районный музей, куда он и зашёл. Коллектив приютил необычного гостя, и пока Евгений пил чай и рассказывал о своих странствиях, директор музея Г. А. Устинова стала искать, где ему остановиться на ночь. На что странник философски заметил: «Если не получится, то ничего страшного, пойду дальше. Много раз и ночью продолжал путь».
Забегая вперёд, скажу, что путник всё-таки заночевал в Лебяжье. При содействии музея и редакции ему нашли место для ночлега и утром хотели увезти к федеральной трассе. Однако он ушёл, не прощаясь, оставив после себя только запах ладана.
Дал слово – держи
О своей биографии путник Евгений рассказывает кратко: родом из Рязани, из родных никого нет в живых, не женат. Когда учился в семинарии, трёхкомнатную квартиру, оставленную ему отцом, он просто переписал чужой семье с детьми. Из документов у него только несколько удостоверений паломника, например, Мурманской и Горноалтайской епархий.
На резонный и наверняка часто ему задаваемый вопрос, как он пришёл в церковь и почему начал странствовать, Евгений рассказал следующее.
– Когда меня призвали в армию, попал в Кабул. Я был танкистом, в своё время помогал отцу работать на тракторе, да ещё и в училище успел поучиться перед армией. В 1988 году мы попали в большую засаду – танк подбили. Он горит, а у меня только мысль промелькнула: «Если останусь живой, то буду тебе (от ред. – Господь) служить». Пережил клиническую смерть. Когда очнулся в госпитале, узнал, что трое из танка – «груз 200». Меня только контузило. Именно тогда и состоялась моя первая встреча с Господом, который мне сказал, что обещанное я должен выполнить.
В конце 80-х, уже после армии, Эдуард крестился, пришёл в монастырь и поступил в семинарию. По его словам, тогда к священникам относились двояко, многое было впервые. Когда он учился на третьем курсе, состоялась его вторая «встреча» с Господом.
– «Мне не надо то, что ты делаешь в семинарии. Возьми библию, иди по миру и обо мне свидетельствуй. Будь твёрд и мужествен, и я тебя не оставлю». Так сказал Он мне, – вспоминает Евгений. – Владыка митрополит Симон Рязанский отпустил и благословил на странничество. Поначалу было сложно и непонятно: где ночевать, что есть. А потом привык, да и Господь меня не оставляет. Мы никому себя не навязываем – пригласили в дом – и слава Богу, не пригласили, тоже слава Богу. Самое главное – никому не нагрубить, никого не обидеть.
– А хотелось ли вам уже остановиться, осесть где-то?
– Очень важно держать слово. А я дал его не человеку, а Господу Богу. Зачем давать слово, если не можешь его сдержать?!
«Хорошие» люди
За 30 лет странствий ему проще сказать, где он не был в нашей стране и не только в ней. Идёт исключительно пешком. Если кто-то на машине останавливается и приглашает подвезти, соглашается. В день проходит от 30-ти до 50-ти км. Ночует в монастырях, храмах, где принимают (бывает, что и выгоняют), либо в населённых пунктах, если приглашают остановиться. Иногда, если негде заночевать, идёт всю ночь.
– Столько, сколько всего я видел – удивительно просто. Но это не главное, важно, с кем идёшь и что несёшь, – продолжая беседу, говорит Евгений. – Господь столько мне даёт! Я на себе в Магадане ощутил 60 градусов мороза и остался живой. А как приятно слушать пение птиц, журчание ручья.
В сумке у странника всего несколько вещей, но зато самых дорогих ему: Библия, атлас христианской истории, очки, блокнот с ручкой, удостоверения, визитки священников и небольшой рисунок ребёнка (как-то остановился Евгений в одной семье).
Но не всегда ему попадают хорошие люди на пути. По словам странника, за 30 лет с ним только чего не делали: у него были сломаны ноги, руки, 4 ребра, таз. Заявления в полицию на обидчиков, если их нашли, не пишет, отдаёт всё на суд божий, он им всё воздаст. Лишь замечает: «В сегодняшнем мире это сложно понять: тебя бьют, а ты благодаришь и молишься за них, ибо они не ведают, что творят».
– На Украине мне сломали колени хорошие люди. Полтора года шёл с гипсами, потому что не клали ни в одну больницу – не их гражданин. Только кровь выкачивали, так как были ещё и гематомы. Один из хирургов, когда сняли гипс, посоветовал ходить по ступенькам, вставать на колени, чтобы они восстановились. Но мне это давалось тяжело, минут 40 уходило, чтобы встать и столько же, чтобы подняться, – вспоминает Евгений. – Когда я начинал странствовать, не вставал на колени пред образом Господа, но людям проповедовал это. И Он мне сказал коротко и ясно: «Ты не хотел вставать на здоровые колени, будешь вставать на ломаные». Так Он сломан мою гордость, но не оставил меня. И людям говорю: чтобы в вашей жизни не происходило, Он что-то через это хочет сказать. И надо всегда это искать в себе, не в ком-нибудь.
Также «хорошие люди» на машине сбили его на дороге во Владивосток. Когда очнулся в больнице, травматолог сказал, что он больше никогда не сможет ходить – таз сломан. «Неделя прошла, я стоял на своих ногах. Врач не верил своим глазам, а я ему и говорю: «У Бога на меня другие планы». И мы долго беседовали с ним. Для этого Господь меня и заводит в больницы, чтобы я свидетельствовал о нём профессорам», – отмечает странник.
Слушать и слышать
– Мне очень интересно, когда в школы заводит Господь. Интересны вопросы от ребят с 1 по 5 класс, их ответы. Надо с детьми беседовать, они этим дорожат. И не только они. В писании сказано: будьте быстротечны к слышанию, медлительнее в слове и ещё медлительнее в гневе, ибо гнев человеческий не хранит правды божией.
По словам Евгения, очень много он общается с суицидниками. Мальчики держат ножи, девочки – таблетки. И они всегда говорят только одно: «Нас некому послушать». И он слушает, только просит, чтобы матом не ругались. И они рассказывают, плачут и в конце: «Спасибо, что вы нас послушали». Иногда заходит в дом престарелых. Пожилые люди после беседы с ним отходят и улыбаются, потом снова в очередь встают к нему. Евгений может часами и всю ночь слушать, ведь времени у него много.
– Как нам говорили в семинарии: священник должен быть доступен 25 часов в сутки. Даже если ночью пришёл человек, надо его выслушать и помолиться. Потому что служащий – первый перед Богом, на него ложится вся ответственность.
И вспоминает, что однажды встретил 100-летнюю бабушку, которая поведала ему следующее: «Мы когда видели, что к нам в посёлок заходил странник, наперегонки бежали к нему, кто первый возьмёт его за руку и приведёт в свой дом. Это считалось большое Божье благословение». А сегодня всё наоборот.
Ради любви и милосердия
Разговор с Евгением коснулся не только его странствий. Нам с Г. А. Устиновой было интересно и его мнение о военной спецоперации на Украины, о коронавирусе. Хоть нет у него телефона, а о происходящем в мире он знает. Как и мир о нём – в интернете есть ролики с его интервью.
– Война уж давно идёт в сердцах людей – мы воюем с господом Богом. Мы стали забывать о вере, о любви и милосердии, о том, что каждый создан по его образу и подобию. Господь видит всё, от него не спрячешься, – ответил собеседник. А про коронавирус то ли в шутку, то ли всерьёз сказал так: – Вели мы с Ним беседу и по этому поводу. На что Он и говорит: «Эпидемия эта за неверие, а вирус – наказание. И маски на людей надел, чтобы они друг друга «не покусали».
А ещё Евгений рассказал, как часто его полицейские останавливают, принимая за лицо без определённого места жительства. А он только с юмором им говорит, что так оно и есть. Показывает документы, его проверяют, как говорится, «по базе», но ничего преступного за ним нет. И штраф ему не могут выписать, потому что у него нет денег. А самое главное, ему это и не надо, он верит, что Господь его не оставит, предложит ночлег, пищу. Главное, держать слово, данное Богу, и идти дальше.
После встречи с Евгением невольно возникает чувство, что ничего случайно в жизни не происходит, верующие мы или нет. Ведь не случайно он пришёл в посёлок именно во время Великого поста. Кстати, о нём у него тоже своё мнение: «Без любви и милосердия нам этот пост не зачтётся. И важно не в еде себя ограничивать, а в плохих делах и мыслях».
И напоследок ещё несколько цитат от странника Евгения Степанова, которые, наверное, актуальны не только православным и крещёным. «Будьте просты, как голуби, и мудры, как змеи»; «Всегда важно говорить правду, от этого становится легче»; «Плохих людей нет, есть плохие поступки. Нашёл плохого человека – значит, зря прожил день»; «Господь нам новый день даёт ради любви и милосердия».
Редакция газеты связалась с Горноалтайской епархией, где подтвердили, что Евгений Степанов действительно получал у них свидетельство паломника.
Комментарии