Век живи – век учись и… учи!

Малыш растёт не по дням, а по часам. Воспитательная роль родителей увеличивается в разы.

Малыш растёт не по дням, а по часам. Ещё недавно этот комочек счастья лежал на спинке, не-умело переворачиваясь на животик, потом начал садиться, ползать, а вот уже делает первые шаги, цепляясь за окружающие предметы или мамины ноги. В этот период не только приходит радость от того, что ребёнок становится самостоятельным, но и осознание, что воспитательная роль родителей увеличивается в разы.

«Хочу на учки!»
Не секрет, малыши очень быстро понимают, что для них хорошо и как выразить своё недовольство, если что-то пошло не так. Один из таких примеров – экскурсия по комнатам на маминых (папиных, бабушкиных и т. п.) руках. Это же так здорово, когда тебя носят на руках, подносят к окну или что-то показывают на фотографиях, развешанных на стенах. А если стало скучно, то можно рукой показать в сторону кухни и со звуком «ыыыы» заставить своего послушного слугу отнести в пункт назначения. 
Поначалу родителям это нравится делать, но… ребёнок растёт, а с ним и заметно прибавляется вес, да и продолжительность такой экскурсии увеличивается. И наступает момент первых каприз. Тут несколько вариантов: взять на руки, дать игрушку и отойти, с надеждой, что малыш начнёт сам себя развлекать, или стойко придерживаться правила «не приучать к рукам». Эту фразу слышала давно, но не до конца понимала её, пока не стала мамой. 
Следовать этому правилу на самом деле сложно. Нет, не потому, что у любой мамы при плаче ребёнка сердце сжимается и хочется быстрее взять его на руки и успокоить. Во-первых, плач плачу рознь, а во-вторых, даже если мама и папа не откликаются именно на капризы,  рядом всегда могут оказаться бабушки или родственники, которые сразу берут малыша на руки, тем самым сводя на нет весь «воспитательный момент» родителей.
Существует два кардинально разных мнения. Первое – не брать детей на руки, кроме тех моментов, когда надо покормить, переодеть и прочее. И одна мамочка как-то поделилась, что её знакомая так и поступала: на ребёнка даже бабушка смотрела со стороны. Второе мнение – нужно носить на руках до 9 месяцев и дольше, пока малыш не перенасытился. Как быть? По-моему мнению, главное не впадать в крайности. 

Пока не набьёт сорок шишек
Эта фраза как никакая другая точно описывает период первых шагов. Как же сложно порой удержаться, чтобы ни подбежать и предотвратить падение. Хотя понимание того, что рано или поздно ребёнку надо учиться ходить и что без падений он этого не сделает, всё-таки приходит. С другой стороны, индустрия детских товаров предлагает кучу изделия, чтобы защитить малыша: «бронешапка» (об этом писала на предыдущей странице дневника) или излюбленные некоторыми мамами «ходунки». Правда, давно подмечено, что дети благодаря им намного позже учатся самостоятельно ходить.
Ещё одна опасность для малыша в этот период – заманчивые ящики и дверцы от шкафов. Помню, что у многих знакомых, как только дети начинали ползать и ходить, ручки на дверцах и ящиках были савязаны между собой. Не знаю, как у остальных родителей, но мы дома ничего подобного не делали. Дочке хватило пару раз прижать пальчики (под присмотром), чтобы она поняла всю опасность. Конечно, не обошло нас время выбрасывания одежды из ящиков (просто оставила в них минимум, чтобы не собирать и не раскладывать целый ворох).
 Да и на кухне освободили поле действий для неё: убрали повыше только самое опасное. Её любимым занятием было подползти к ящику с кастрюлями, достать их, выбрать большую и забраться в неё. Сверху на голову крышку и под собственный аккомпанемент «ля-ля-ля» пританцовывать. Не припомню, чтобы она била тарелки, которые стояли в открытом для неё доступе. 
Не знаю, может, я что-то делаю неправильно, ведь для меня это первый опыт материнства. Мне ближе слова Пушкина «и опыт – сын ошибок трудных…». Пусть она падает, прижимает пальцы и набивает себе шишки, ведь иначе, как на собственном опыте, ребёнок не научится осторожности и пониманию, что это опасно. Однако, важное замечание – процесс должен быть контролируемым. 

«Я сам ням-ням»
Ещё один замечательный момент взросления малыша – самостоятельный приём пищи. И вот тут для родителей наступает время испытаний своей силы воли. Ведь этот процесс занимает время и как ничто другое учит терпению. Но это при лучшем раскладе. К сожалению, некоторые родители пускают это на самотёк, срываются на ребёнка…
Но начнём по порядку. Когда малыш впервые тянет ручки к ложке, родители с радостью думают: ну вот, настал момент самостоятельности. Увы, до этого ещё ой как далеко. Ведь поначалу ребёнок просто играет ложкой, как игрушкой. Потом вроде как начинает есть, разбрасывая еду (порой не специально, а потому что ручки не слушаются). И многие родители сдаются, забирают ложку и сами докармливают малыша. Тем самым отодвигая его естественный процесс развития.
Помню, как-то к нам пришла мама с сынишкой постарше нашей дочки. Сели кушать, я ему подаю ложку и ставлю суп, хотя она преду-предила, что он сам не ест ещё. Малыш неуверенно начал есть, конечно, капая на стол. Его мама очень переживала по этому поводу. Пришлось успокаивать, что стол можно помыть, футболку застирать. В итоге она всё-таки не вытерпела и докормила его сама. 
Конечно, и у меня были моменты, когда помогала дочке, но каждый раз останавливала себя. Как-то даже не заметили, что она сама стала есть. Когда ей был год с небольшим, родственники, увидев, что она взяла обычную вилку и начала есть, со страшными глазами посмотрели на меня, мол, это же опасно. Попросила, чтобы сами убедились, действительно ли это так. 

Не ругать, а убирать
Одна из животрепещущих тем среди родителей – это горшок, а вернее приучение к нему. Советов куча: с какого возраста начинать, какие лучше и прочее. Знаю наверняка – здесь терпения нужно ещё больше, чем в вышеназванных моментах. 
Приучать малышку к горшку начали рано. Помню, как не было предела радости, когда она делала «дела» именно в него. Но… ей не было и года, ходила, только держась за руку, и пока боялась самостоятельно вставать с горшка. Вот и сидели порой немало времени: делала вид, что читает книжки, грызла игрушки и прочее. Думаю, у каждой мамы в фотоархиве есть такие снимки. 
Конечно, сюрпризов в виде луж на полу не избежать, когда в доме маленький ребёнок. Поначалу расстраивалась, что никак не получается её приучить. Хотя по рассказам других мам у них дети чуть ли не в год самостоятельно просились и ходили на горшок. Много читала по этому поводу, а потом нашла одну полезную статью. Только к двум годам ребёнок учится контролировать естественные потребности (конечно, в каждом случае индивидуально). Поэтому нужно ему помочь в этом и ни в коем случае не ругать. Что же тогда делать, глядя на кучу мокрых вещей? Приучать убирать за собой. И знаете, это действует, пусть не всегда, но всё же это один из вариантов. 
Дочке был годик с небольшим, когда после очередного «сюрприза» сказала ей: «Ну вот, что делать будем? Неси тряпку!» Она убежала, я подумала, что по своим делам. А потом смотрю – несёт тряпку и именно ту, которой обычно убирали «лужицы». В последующие разы уже специально просила её сделать это. Вытирала дочка, естественно, не насухо, но за старания мы всегда благодарили. Хотя самый действенный способ приучения – это систематическое напоминание и вождение в туалет. Главное, чтобы ещё и горшок находился на одном месте. Зато потом так забавно наблюдать, как малыш бодро несётся к горшку, на ходу громко оповещая всех о своей цели. 

* * *

Ну вот, только села писать, а уже страница. Хотя столько тем хотелось бы ещё поднять. Видимо, дневник молодой мамы так никогда и не закончится. Подводя итог заявленной в заголовке темы (ох, что-то мне подсказывает, что будет несколько её частей), на ум приходит одно слово – «терпение». И действительно, став мамой, понимаешь, что это не только добродетель, а принцип новой жизни – жизни с ребёнком. И понадобится терпения вагон и ещё маленькая тележка. Хотя нет, на всякий случай лучше два вагона. 

Елена ПЕТРОВА.

Комментарии

Сегодня речь пойдёт не только о мамах. Папа для малыша не менее важен

Все новости рубрики Молодежная политика